Пт, 19/04/24, 21:15
Центр Разумного Образования
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Понимание РОС [0]
что такое РОС и как перейти к ней
Продвижение к РОС [3]
что делать и с чего начать
Поиск
Главная » Статьи » РОС » Продвижение к РОС

Как ставить и достигать точные цели

ЭПИТАЛАМА ЦЕЛИ

или повесть о том, как можно ставить

цели точные и достижимые

 

Валерий Павлович Гальетов,

Открытый авторский институт альтернативного образования имени Я.Корчака, Лаборатория гуманизации образования

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

            В работе три части. В первой объясняется назначение цели как опоры при построении будущего с помощью точного мышления. Даны ответы на четыре вопроса: откуда возникает нужда в цели, зачем нужна цель, какова структура цели, что такое цель как инструмент.

            Во второй части выполнен анализ целей, представленных кафедрами МОУ «Гимназия №5».

            В третьей части выполнен анализ целей учреждений образования России и Зарубежья.

            Первый вывод, сделанный автором по результатам анализа, печальный – система образования все еще никуда не продвигается как управляемо развиваемая система. Но другой вывод более оптимистичный – тому учреждению образования, которое чуть-чуть продвинется в понимании цели как инструмента управления и начнет его использовать – принадлежит Будущее.

            В Приложении дается конструктор целей и задач. С его помощью управленец желающий отписаться может составить набор целей и задач за пять минут. А управленец, желающий продвинуться в Будущее – может проверить свой набор целей и задач на точность.

 

 

Часть 1. Понимание цели

как средства управления будущим

 

Совсем недавно, около 10 лет назад милиционеры общались между собой через уоки-токи – переносные радиостанции. Для обычного гражданина иметь такой аппарат не было даже мечтой, настолько он был тяжелым и громоздким. А в троллейбусах по радио раздавались хриплые, неразборчивые объявления водителя.

И вот прошло не так уж много лет – что мы видим? Практически у каждого жителя города, деревни есть мобильный телефон, связывающий его практически со всем миром. Он работает даже в подвальных помещениях, связь надежная, четкая, голос звучит как будто из соседней комнаты.

Откуда возникло это чудо? Что помогло? Как в этом, так и в других случаях, помогло умение инженеров и управленцев ставить и достигать поставленные цели. Уверен, если бы все эти люди ставили цели примерно так: «повысить обеспечение населения надежной связью» – чуда бы никогда не произошло.

Настало время такое же чудо сделать в более сложной сфере – в управлении и в образовании человека. Одна из задач на этом пути - грамотно поставить цели и задачи в практике. Грамотно – в данном случае означает ставить цели и задачи с точностью почти математической. Как показывает опыт практического менеджмента это возможно и  не слишком сложно.

Цели – опоры в изменчивом мире. Если опоры хлипкие, расплывающиеся – продвижение невозможно. 

Посмотрим на цели, сформулированные кафедрами, какие они, как построены, насколько устойчивы эти опоры для продвижения Гимназии № Х.

Но вначале автору данной работы неплохо бы самому определить ЦЕЛЬ[1] РАБОТЫ. Не так ли?

Покажем, как это делается.

 

Дано. Ситуация 1: есть цели и задачи, поставленные кафедрами (анализируемый материал). Есть также (в культуре менеджмента) нормативные требования к постановке целей, помогающие сделать их более точными и достижимыми.

 

Анализ Ситуации 1.

Вопрос: что мешает педагогу формулировать цель точную и достижимую? Ответ: нет норм, нет средств для формулирования цели точной и достижимой, нет потребности формулировать цели и задачи по нормам культуры менеджмента. А это есть проблема, поскольку именно педагогам, как никому, надо уметь проектировать будущее точно и достижимо.

Требуется (от автора): изменить данную ситуацию, а для этого - сформулировать Ситуацию 2 (желаемую), то есть поставить цель данной работы и определить задачи.

 

Желаемая Ситуация 2 (Цель автора): педагог формулирует цели точные и достижимые в соответствии с нормами менеджмента.

Примечание: Цель дана как элемент деятельности педагога!

Вариант цели в постановке близкой к педагогической: «сформировать у педагога умение формулировать цели точные и достижимые».

Контрольный вопрос: Можно ли у педагога, полноценного субъекта, «сформировать» что-либо, пусть даже полезное для него? Ответ – нельзя[2]! Вывод: цель  в данном варианте сформулирована как недостижимая или достижимая при насилии над педагогом, то есть требующая сверхзатрат, борьбы за принятие педагогом культуры менеджмента. Именно потому данный вариант отвергаем.

Вопрос: что и как можно делать для достижения Цели автора: «педагог точно формулирует достижимые цели»?

Примечание. С этого вопроса начинается формулирование задач для достижения Цели.

Задачи:

а) показать – что такое цель и почему возникает в ней необходимость;

б) показать выгоды от точной постановки целей, чтобы вызвать потребность освоить культуру целеустроения;

в)  дать попробовать сформулировать цели «как есть», «как идет»;

г) показать средства формулирования целей в действии, как они работают;

д)  дать средства оценки точности и достижимости целей;

е) дать попробовать самим использовать средства в учебных задачах и в практических и осознать пользу от их применения.

 

Задача (цель) данной работы – объяснить, что такое цель и показать как ее описывают верно и неверно.

Для того, чтобы показать = объяснить что такое «правильная цель» надо ответить на 4 «детских» вопроса:

1.      Откуда (почему) возникает нужда в цели;

2.      Зачем, кому и когда нужна цель;

3.      Как устроена цель (ее описание);

4.      Что такое цель.

 

 

ПОНИМАНИЕ ЦЕЛИ

 

            Было время, когда мы все жили и даже не задумывались, что есть такая штука – цель. Так обстояло дело и в науке, и в образовании, и в торговле. Даже в производстве о целях не думали, там заботились о плане. А планы спускались сверху.

            А сейчас ситуация изменилась – каждый должен думать о себе самостоятельно. Каждый должен САМ определять свой путь в изменяющемся мире. А умения определять свой путь нет, и нет даже нужды думать об этом у большинства граждан.

           

Откуда (почему) возникает нужда в цели

 

            Есть две главные причины для непривычной работы по определению целей. Первая – мир изменяется, возникают новые возможности, исчезают привычные ресурсы. Надо жить определенно в условиях неопределенности.

            Вторая причина – человек хочет жить все лучше, а это требует определенного расчета усилий на ближайшее будущее.

            А может ли быть так, что у человека нет нужды в цели? Если у кого-то нет, то почему нет?

            Есть те, кто полагает, что мир не изменяется, - они его таким видят. А у других есть уверенность, что будущее от них не зависит, как говорится «Бог даст день, Бог даст пищу».

            Почему же возникает нужда в постановке целей в образовании?

            В современной ситуации изменяющегося мира всем, даже чиновникам, стало понятно, что образование надо изменить. Оно перестало отвечать требованиям времени, как говорится. Но для того, чтобы изменить действующую, функционирующую систему, надо ее переустроить, переналадить. Надо, чтобы она действовала на других принципах.

            Есть два пути. Первый – сломать и построить заново - разумеется не годится. Второй – изменять постепенно, сохраняя лучшее и меняя то, что устарело.

            А для этого надо ставить цели – описания промежуточных состояний действующей системы образования, отвечающие многим потребностям.

 

Зачем, кому и когда нужна цель

 

            Видимо понятно, что цель нужна тому, кто хочет изменить и измениться.  Тому, кого устраивает его настоящее, цель не нужна.

            Зачем же нужна цель? Цель нужна для определенности и надежности продвижения. А зачем нужны определенность и надежность? Видимо для экономии ресурсов. Нельзя же все время продвигаться вперед методом проб и ошибок! – воскликнул однажды  новый Генеральный секретарь КПСС, утомленный отсутствием продвижения страны к коммунизму.

И если цель как-то описана, то можно это описание показать другим людям, чтобы согласовать новый вариант будущего с их видением. Показать экспертам из науки и спросить их мнения об этом варианте.

Итак: цель нужна тем, кто хочет продвигаться, развиваться и делать это закономерным образом. Она нужна для определенности при расчете ресурсов. Она нужна в ситуациях неопределенности, когда продвигаться можно в разных направлениях и неясно в каких именно.

 

Как устроена цель (ее описание)

 

            Большинство людей, особенно молодых, формулируют цели не задумываясь. На вопрос: «зачем вы поступили в вуз, какова ваша цель?» студенты единодушно отвечают: «чтобы получить высшее образование».

            На второй вопрос: «а как вы узнаете, что получили высшее образование?» идет такой же единодушный ответ: «я получу диплом».

            - Так ваша цель «получить диплом»? – спрашиваем снова. Тут большинство студентов задумывается. Они начинают осознавать различие ситуаций: «имею диплом» и «имею высшее образование». Они знают, что заполучить диплом можно и купив его, без затрат времени на образование. Но многих из них это не устраивает. Они хотят «иметь высшее образование».

            В чем причина трудностей при формулирования целей?

            Трудность в том, что современная система образования ориентирована на знания и не учит людей азбуке деятельности, не учит различать процесс и результат. А одно из первых понятий в азбуке – цель.

            Но прежде надо понять результат.

            Результат – это то, ради чего человек тратит время, силы, ресурсы окружающей среды. Результат – это то, что удовлетворяет определенную потребность определенного человека.

            А процесс – это действия, шаги, этапы, ведущие к результату или в сторону от него. И для того, чтобы придти к желаемому результату надо его о-ПРЕДЕЛ-ить. То есть надо поставить пределы собственным хотениям, надо очертить границы желаемого в соответствии с древним принципом в нашей редакции «отделяй и властвуй». 

            В русском языке желаемый результат называют «цель». Но при постановке цели чаще всего целью называют задачу. А задача это есть описание действия, этапа, шага, необходимого для достижения цели.

            Например: настоящая цель студента – «иметь диплом о высшем образовании». Это позволит ему получить работу более высоко оплачиваемую. А для достижения этой цели ему нужно «пройти профессиональное обучение в вузе». А для того, чтобы это сделать ему нужно «поступить в вуз». А чтобы поступить в вуз, ему нужно «иметь аттестат о среднем образовании» и «сдать экзамены в вуз».

           Получаем такую картину (табл. 1).

 

УСЛОВИЯ

(иметь, быть)

 

 

ПРОЦЕСС

(делать)

 

РЕЗУЛЬТАТ

(иметь, быть)

иметь аттестат

И

сдать экзамены

(иметь оценки)

Проходить

профессиональное обучение

иметь диплом

И

право на работу

(есть специалист)



[1] ЦЕЛЬ – образ (модель) Желаемого Состояния, описанный в обнаруживаемых величинах (измеряемых).

[2] На самом деле можно, просто это слишком долгий путь, неприемлемый для данной ситуации.


ЗАГРУЗИТЬ ВСЮ РАБОТУ 

Категория: Продвижение к РОС | Добавил: veselej (25/04/10)
Просмотров: 638 | Теги: РОС, ЦЕЛИ
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наши рассылки

Полезные сайты
  • Сайт Г.С.Альтшуллера
  • Методолог.Ру
  • РОО "ТРИЗ-Петербург"
  • ТРИЗ-Профи
  • Страна ТРИЗ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024